____Введение____

Вардены посвящают свою жизнь защите тех, кто не может защитить себя сам. В игре, защитник, принимает на себя основной удар противника и защищает братьев по оружию. Это дает им сильнейшую мотивацию: они просто не могут позволить себе проиграть сражение. Вардены умеют сражаться всеми видами одноручного оружия, но получают значительные бонусы при иcпользовании копья. Они так же получают бонусы для мечей и дубинок, хотя и не такие сильные, как с копьем. Метательные копья - единственное метательное оружие, которое могут использовать вардены. Класс ограничен средней броней. Персонажи могут использовать щиты уникальные для класса, дающие дополнительные защитные свойства. Тяжелые щиты варденам недоступны. Защитники-мастера ведения ближнего боя. Их минус в том, что у них почти нет АОЕ атак. Вернее они есть, но их задача не в нанесении урона, а в том, что бы набрать агро на защитника.

Не буду углубляться в процесс прокачки класса на низких уровнях. Это время познавания, проб и ошибок, знакомства с возможностями, слабыми и сильными сторонами класса. Прохождение сольного контента не представляет трудностей, если персонаж имеет оружие и одет в соответствии своему уровню. Защитник при "прямых" руках хозяина может проходить и квесты на малое братство, и выигрывать многих боссов благодаря своей многогранности.

                                                                                        ____Расы и статы____

Эльф - Бонус урон при использовании одноручных мечей и луков, способность раз в час на 10 секунд
увеличить способность к парированию атак. Они также обладают способностью, позволяющей им становиться невидимыми.
Стартовые параметры: Сила 8 – Ловкость 14 – Стойкость 10 – Воля 14 – Вера 11
Расовые особенности:
1.Лесное проворство: добавляет 15 к ловкости.
2.Упадок Перворожденных: отнимает 8 от веры.
3.Печаль Перворожденных: отнимает 20 от макс. морального духа, отнимает 1 от морального духа.
4.Моральное восстановление в мирной обстановке.
5.Свобода от хворей: добавляет 1% к сопротивляемости болезням, добавляет 1% ксопротивляемость ядам.

Человек - Бонус урон с любыми мечами, способность раз в час восстанавливать 3,000 боевого духа и пассивная расовая особенность людей на +5% к входящему лечению.
Стартовые параметры:
Сила 14 – Ловкость 14 – Стойкость 8 – Воля 11 – Вера 10
Расовые особенности:
1.Унижение человечества: отнимает 8 воли.
2.Легкая вдохновляемость: целительские заклинания более эффективны применительно к людям.
3.Дар человеческий: добавляет 15 к вере.
4.Сильные люди: добавляет 15 к силе.

Хоббит - Бонус при использовании любых палиц. Могут притвориться мертвыми. Обладают способностью, позволяющей им становиться невидимыми.
Стартовые параметры:
Сила 11 – Ловкость 8 – Стойкость 10 – Воля 14 – Вера 14
Расовые особенности:
1.Отвага хоббитов: добавляет 1% к сопротивляемости страху.
2.Стойкость хоббитов: добавляет 15 к Стойкости.
3.Быстрое восстановление: добавляет 1%к восстановлению БД в мирной обстановке.
4.Сопротивление порче: добавляет 1% к укрощению тени.
5.Малый рост: отнимает 8 от Силы.

Рассмотрим основные статы персонажа на предмет их полезности.

Стойкость – физическое здоровье персонажа.
Единица стойкости дает:
1 единицу смягчения темных, огненных, кислотных, молний и морозных повреждений, 2 единицы сопротивлениям
яду, болезням и ранениям.
Кроме того, каждая единица здоровья дает 5 единицы боевого духа. (в отличие от остальных классов, кроме
стража) Уделяем самое большое значение. Танк должен долго
жить. Обязательно должна быть в капе (Сейчас, кап для статов-650)

Сила– физическая сила персонажа. Единица силы дает:
2 единицы рейтинга блокировки,
1 единицу парирования,
1 единицу смягчения обычных повреждений.
Один из основных стат,необходимых защитнику.

Ловкость – физическая ловкость персонажа.
Единица ловкости дает:
1 единицу парирования,
2 единицы уклонения,
2 единицы критической атаки ближнего боя и критического удара
дальней атаки.Также увеличивает повреждения от дальних атак. Уменьшает шанс промаха атак ближнего боя и дальних.
Один из основных стат, необходимых защитнику. У нас есть несколько атак дистанционного боя. Также влияет на крит мили/дальних атак.
Воля – сила воли персонажа.
Единица воли дает:
2 единицы сопротивления страху.
Кроме того, каждая единица воли дает 3 единицы энергии и ускоряет восстановление энергии вне боя.
Второстепенный стат для защитника.
Без стойки "Сохранение" энергия будет быстро «улетать». Если первые три стата в капе, можно смело приниматься за волю.
Незабываем также, что на хилл защитника воля влияет, но настолько мало, что поднимать ее во вред остальным статам просто бессмысленно.
Вера – вера персонажа в свои силы. Единица веры дает:
2 единицы критического удара тактических умений.
Кроме того, вера ускоряет восстановление боевого духа и энергии в бою.
Второстепенный стат для защитника.

Броня – защищенность персонажа. Единица брони дает:
1 единицу смягчению всех обычных типов повреждений,
0,2 единицы смягчению всех тактических типов повреждений.
Один из основных стат, необходимых любому классу.

                                                                               ____Добродетели и таланты.____

По ходу игры вы сможете совершать разные деяния на убийство мобов или нахождение определенных мест/сбор предметов. За выполнения определенного деяния вам будут даваться добродетели-таланты, которые будут давать вам определенные бонусы при игре. Лучше всего, начинать делать деяния сразу, но можно и отложить это дела уровня до 50.Тогда будет немного легче. На 60-65 уровне у вас уже ДОЛЖНЫ быть деяния сделанные на 10 уровень (максимум), иначе вас не будут просто брать в серьезные пати/рейды, а так же Эттенские высоты. Здесь мы рассмотрим несколько стандартных наборов добродетелей:Стандартная схема-стараемся сделать нужные нам статы в кап (стойкость/сила/ловкость) и увеличить БД и реген БД в бою:

Храбрость + Запас БД | + восстановление БД вне боя | + Сила.
Решимость-+ Ловкость | + восстановлению БД в бою | + Запас БД.
Чистота-. - уязвимость в ББ | + сопротивление Ядам | + сопр. Урону Тьмой.
Дисциплина + Сила | + сопротивление Болезни | - уязвимость в ББ.
Верность- + Стойкость| + Запас Энергии | + Броня.
Бывает, заменяют Дисциплину на
Справедливостьь- + восстановлению БД в бою | + Запас БД | + восстановлению БД вне боя т.к. под баффами рыцаря в братстве/рейде сила, которую дает Дисциплина итак в капе, а лишними 300хп будут полезны. Или на
Преданность- Урон Тьмой | + Стойкость | + Запас Энергии (для рейдов) Если вы идете танковатьБГ - ставим всегда т. к.В основном, все боссы в БГ бьют тьмой.
Терпимость] - уязвимость. Такт. Урон | + Ловкость | + восстановлению БД в бою. Предпочтительно для БГ

Нет необходимости строго следовать приведённым схемам. Каждый вправе использовать добродетели на своё усмотрение и по обстоятельствам. Стандартный набор больше подходит для выполнения соло квестов. Если вы часто находитесь в братстве\рейде, где рядом есть рыцарь, можно пренебречь некоторыми добродетелями с + к статам или + к боевому духу и использовать добродетели на защиту в ББ, ДБ и от различных типов урона.

Расовым талантам специально не уделяю внимания, там и так все просто.

Классовые таланты представляют собой скилы, сгруппированные в 3 ветки -путь копья,щита и кулака. Используя несколько умений одного типа вы получаете доп. бонусы к вашим умениям. 5 умений одного цвета дают возможность использовать соответствующее легендарное умение.

Путь копья(красные)-наиболее приемлема для игры соло,в Эттенах,в братстве и в рейде если вы не танчите серьезных боссов.
Путь щита (синие)-здесь все ясно. Если вы танчите серьезных боссов. (БГ,Вотчер) одеваете синюю ветку.
Путь кулака (жёлтые)-для агро используется редко,но из-за бонусов легендарного таланта часто используется в рейде в Эттенах.

Есть много мнений о раскладе используемых классовых умений.
Наилучший вариант - расставлять их в зависимости от обстоятельств и использовать разные комбинации.Всегда ставим три мастери и одну из веток, т.к. смешанные таланты не дают нормального результата.

Легендарные таланты немногочисленны и 3 из них доступны лишь при выставленных 5 классовых умений одного типа. Эти таланты- путь копья,щита и кулака. В 3 имеющиеся слота под легендарные таланты можно смело выставить одну из трех классовых легендарок и таланты Великий мастер владения оружием и Смертельное копье.

                                                                                                 ____Умения____

Все активные умения класса защитник
                                                                                             ____Бижутерия____
             
Бижутерию предпочтительно иметь своего уровня и лучшую из того, что вы можете себе позволить. До 58-го уровня можно довольствоваться бижутерией, созданной другими игроками , добытой за прохождение эпоса и полученной за выполнение квестов.
Далее перед нами открывается возможность получить её так же в процессе прохождения инстансов, расчитанных на 6 - 12 игроков. Зачастую это наилучшая доступная бижутерия. Однако вероятность того, что она окажется в сундуке и достанется вам - не велика, поэтому ради хорошей вещицы придётся попотеть.

Не умаляя достоинств крафтовой и получаемой от НПС за репутацию бижутерии, осмотрим пока лишь ту, которая попадается в инстансах и может быть полезна защитнику.

Бижутерия за репутацию(53-65ур)

Бижутерия инстансов Копей Мории(58-60ур)

Бижутерия инстансовЛихолесья(65ур)

Используя различные их комбинации вкупе с добродетелями можно достичь желаемой цели, максимально подготовить персонажа к соло достижениям/танкованию или нанесению максимального урона.

Будет не лишним иметь набор бижутерии для освоения соло контента и для пати/рейда, где можно расчитывать на бафы соратников. Нося их с собой, можно быстро сменить ту или иную бижу в зависимости от ситуации и использовать персонажа с максимальной пользой.

                                                                                           ____Доспехи____

Доспехи предпочтительно иметь своего уровня и лучшие, что вы можете себе позволить. До 58-го уровня можно довольствоваться доспехами, созданными другими игроками, вещами, добытыми с эпоса и полученными за выполнение квестов( Доспехи леса и Доспехи Фема ).

Для игры соло и в обычных групповых инстансах таких доспехов хватает , но рейдовые походы, подразумевающие присутствие ужаса, требуют наличия "радостных" сетов ( брони с бонусом к радости ).
Неполный "радостный" сет можно временно дополнить вещами с бонусом к радости. Они находятся в сундуках некоторых инстансов Копей Мории и Лихолесья.
Классовые сеты на защитника

Сет Метателя Копий(58-60 уровни. Мория. Добывается в инстасах Мории.)

Сет Благословления Владычицы(60 уровень. Лотлориэн. Добывается в Дар Нарбугунде.)

Сет Защитника Стен(65 уровень. Лихолесье. Добывается в Барад-Гулдуре.)

Сравнение доспехов защитника

                                                                                ____Легендарное оружие____

Оружие не должно отставать от брони по качеству и уровню.
Желательно, чтобы оно соответствовало выбранной расе и в рассовых талантах был выставлен дополнительный урон этим типом оружия.
В зависимости от типа оружия мы имеем различные дополнительные эффекты от его применения:

Мечи - незначительно повышают шанс попадания по противнику.
Дубины и булавы - с небольшой вероятностью могут замедлить скорость атаки противника.
Топоры - могут незначительно понизить уровень брони противника.
Молоты - с небольшой вероятностью могут снизить способность противника к уклонению.
Кинжалы - повышают шанс нанесения критического урона при автоатаке на 1%.

При достижении 45 уровня, пройдите Пролог Эпоса Мории и получите легендарный талант. Здесь мы будем рассматривать именно легендарные предметы.
Наследия, к которым надо стремиться.
Метательное оружие:
+к восстановлению энергии в бою с помощью "Сохранения",
+% к эффективности лечения "Убеждением» -без этого-никуда.
По выбору, но 2-3 должно присутствовать
+% к восстановлению энергии от "Предрассветной тьмы",
+% к исцелению "Праздником умений",
+% к восполнению БД при "Восстановлении"
+%,к исцелению от "Спасения",
+ к длительности Триумфа,
+ к длительности Ловкого маневра.

Для Высот
к длительности "Осторожного шага",
- ко времени применения "Засады" и "Осторожного шага",
- к штрафам точности при метании на ходу.
Основное оружие:+ к угрозе от "Упоения битвой",
+% к урону "Натиска» -без этого никуда.
По выбору, но 2-3 должно присутствовать
+% к урону "Сокрушительного удара",
+ к угрозе "Копья добродетели",
+ к показателю парирования "Стальной стены",
+% к урону "Оплаты страха".
Для Высот -+ к дальности метания копья,
+ к критическому урону "Засады,
+ к урону от "Критического удара".
На легендарном предмете так же должны быть Оправы 9 ранга: Мифриловая оправа воина, Изумруд зеленой рощи, Изысканная руна утесов, Реликвия битвы.
Наследия легендарных предметов

Метательное оружие

Группа А
1) + к восстановлению энергии в бою с помощью "Сохранения"
2) + к восстановлению БД в бою с помощью "Решимости"
3) +% к восстановлению энергии от "Предрассветной тьмы"
4) +% к исцелению "Праздником умений"
5) +% к восполнению БД при "Восстановлении"
6) + к показателю уклонения в "Танце войны"
7) +% к исцелению от "Спасения"
8) +% к эффективности лечения "Убеждением"
9) -% к расходу энергии на "Спасение» (тут баг перевода, на самом деле не только "Спасения", но и всех
гамбитов, которые начинаются с символов: щит-копьё-щит: Спасение, Праздник умений, Восстановление)

Группа Б
10) + к длительности "Пронзающего щиты"
11) + к длительности "Осторожного шага"
12) +% к штрафам энергии при "Форсированном марше"
13) + к показателю блокирования "Мастера владения щитом"
14) - к показателю вероятности сопротивления "Твердости"
15) - ко времени применения "Засады" и "Осторожного шага"
16) - к штрафам точности при метании на ходу
17) + к длительности Триумфа
18) + к длительности Ловкого маневра

Основное оружие

Группа А
1) + к угрозе от "Упоения битвой"
2) +% к урону "Сокрушительного удара"
3) +% к урону "Оплаты страха"(не совсем верный перевод, на самом деле + к позиционному урону "Оплаты
страха")
4) -% к длительности "Безрассудной спешки"
5) + к показателю парирования "Стальной стены"
6) + к угрозе "Пронзающего удара"
7) + к угрозе "Копья добродетели"
8) + к угрозе от "Воинственного клича"
9) -% к расходу энергии на "Яростную решимость" (тут баг перевода, на самом деле не только "Яростную
решимость", но и всех гамбитов, которые начинаются с символов: кулак-копьё-щит: Яростная решимость, Твёрдость, Упоение битвой.

Группа Б
10) + к дальности метания копья
11) + к критическому урону "Засады"
12) + к урону от "Критического удара" (не совсем верный перевод, на самом деле + к критическому урону "Критического удара")
13) +% к урону "Копья добродетели"
14) +% к постепенному урону "Гарантии смерти"
15) + к длительности "Копья преткновения"
16) + к вероятности крита "Натиска вепря"
17) +% к урону "Натиска"
18) -% к затратам энергии на гамбиты (тут баг перевода, на самом деле только гамбитов, которые начинаются с символов: копьё-щит-кулак: Мощный удар, Сокрушительный удар, Безошибочный удар)

                                                                           ____Задачи в братстве/рейде____

Итак, самое важное в игре - взаимодействие членов братства. Когда вы идете в поход, с содружеством или с "пикапом" важно предусмотреть свою роль в братстве. Если вы идете как полноценная боевая единица, то пользуйтесь определенным набором гамбитов для нанесения максимальных повреждений (ставим ветку копья). Здесь я приведу 2 цепочки:
1 цикл ко+(ку+щ)+(ко+ку), - триумф защитника
ко+(щ+ко), - натиск
(ко+щ)+ко, - натиск
ко+(ку+ко), - сдвоенный удар
ко+(щ+ку). - Мощный удар
2 цикл
ко+(ку+щ)+ко, - ловкий маневр
(ко+ку)+ко, - сдвоенный удар
(ко+щ)+ко, - натиск
ко+(щ+ко), - натиск
ко+(ку+ко), - сдвоенный удар
ко+(щ+ку). - мощный удар

и цепочка немного другая, но не менее достойная :

ко+(ку+щ)+(ко+ку), - триумф защитника
ко+ку+(щ+ко), - ловкий маневр
ко+щ+ку+(ко+щ), - Безошибочный удар
ко+щ+(ку+ко), - Сокрушительный удар.
ко+(щ+ку). - Мощный удар
(цепочка ДОТов.)
Это цепочка наиболее преемлена для игры в Эттенах, т.к. у крипов достаточно высокое БПУ, а эти удары позволяют обходить значительный процент этого БПУ.

Агро

Таблица по агро-урону.
Таланты:
1) 5 сниних талантов + легендарный талант пути Щита.
2) 5 красных талантов + легенарный талант пути Копья.
Наследия:
1)+11 к угрозе от воинственного клича.
2)+11 к угрозе от упоения битвы.

Основные гамбиты:
- Точный удар ~ 900 сразу и 1200 всего агро-урона, по прошествии 16 секунд, после применения.
- Воинственный клич ~ 350 сразу и 750 всего агро-урона, по прошествии 16 секунд, после применения. (за счет агро-дота)
- Упоение битвой ~ 300 сразу и 700 всего агро-урона, по прошествии 16 секунд, после применения.(за счет тиков хила)
- Разъяряющий удар ~ переносит 150 ~ агро-урона со всей пати - вам, всего ~ 750
- Танец войны ~ переносит 250 агро-урона со всей пати - вам, всего ~ 1250
- Убеждение ~ переносит 350 агро-урона со всей пати - вам, всего ~ 1750 + бонус от хила, т.к. он как правило идет поверх вашей жизни(оверхил), то как агро-урон не учитывается, возьмем только 3 первых тика не ушедших в оверхил - это ~ 500 БД(170+170+170), как мы знаем хил дает агро-урона в половину своей величины, т.е. у нас получается с 500 хила - 250 агро-урона. Добавляем к общей сумме создаваемого агро гамбитом "убеждение", получилось ~ 2000
- Все остальные гамбиты, начинающиеся с копье+кулак дают в половину больше агро от своего урона. Т.е. гамбит, ко+ку (сдвоенный удар) наносит ~ 500 урона, а вырабатывает агро-урона - 750. и т.

Агро цепочка

Если вы идете в серьезные инстансы (БГ, Вотчер) в роли танка(ставим зеленую ветку для повышения живучести) то для агро используйте набор гамбитов(по порядку)-Воинственного клич - радиус 10 метром (удобно, что бы собрать в близи), Упоение битвой (постепенный набор агро и ХоТ), Мастер владения щитом, Убеждение. Далее дамаг по ассисту. Иногда повторяем Упоение.