_____ Введение _____
Воитель, настоящий мастер боевых искусств, целенаправленно уничтожающий врагов во время сражения, — это непревзойдённый воин. Рассекающие воздух мечи и клинки воителя вселяют страх в сердца даже самых грозных орков, мгновенно прореживая их плотные ряды.
Несмотря на то, что мастерство воителя и его броня повышает вероятность выживания, он часто оказывается в опасных ситуациях, вступая в схватку с несколькими врагами одновременно. Воители владеют различными боевыми стилями, но как правило, предпочитают пользоваться двумя типами оружия одновременно.
Что же из себя представляет воитель в Лотро?
Считается, что этим классом очень легко играть и прокачивать уровни. Но для того, чтобы быть хорошим воином и быть востребованным, недостаточно просто жать дамажащие скилы и наносить максимум урона вокруг себя. В умелых (прямых) руках воитель становится многогранным, многоцелевым и, зачастую, крайне необходимым участником любого братства или рейда.
Основная роль воителя в группе - наненение урона противнику в ближнем бою (урон бб). Его особенность - возможность нанесения урона по площади, по нескольким противникам (АОЕ). В этом его никто не может превзойти, поэтому воитель способен наносить наибольшее общее колличество урона в бб среди существующих классов Лотро. На этом задачи этого класса не ограничиваются.
В игре классы взаимозаменяемы и воитель может достойно заменить стража и защитника, принимая на себя основной удар противника и защищая братьев по оружию.
Зачастую в сложных ситуациях приходится "жонглировать" уровнем агрессии (агро) участников группы, во избежание неразберихи или смертей товарищей. Важны и умения прерывать попытки врагов использовать магию и способность временно выводить из строя группу врагов.
Не буду углубляться в процесс прокачки класса на низких уровнях. Это время познавания, проб и ошибок, знакомства с возможностями, слабыми и сильными сторонами класса. Прохождение сольного контента не представляет трудностей, если персонаж имеет оружие и одет в соответствии своему уровню. Однако более полно возможности воителя раскрываются лишь к 50 уровню, так же как и его основные умения.
_____ Раса и статы _____
Начинающие воители задаются вопросом, какую расу выбрать своему персонажу. Сколько рас, столько и мнений. Все они обладают своими плюсами и минусами. Рассовые бонусы можно увидеть при создании персонажа, а из классовых умений каждой расы выделяются:
Гном - повышенный урон любыми топорами, способность раз в час уменьшать входящий урон на 10 секунд.
Эльф - повышенный урон одноручными мечами и луками, способность раз в час на 10 секунд увеличить способность к парированию атак. Они также обладают умением, позволяющим им становиться невидимыми.
Человек - повышенный урон любыми мечами, способность раз в час восстанавливать 3,000 боевого духа и пассивная расовая особенность людей на +5% к входящему лечению.
В целом, нет особой разницы, какую расу вы выберете. Вопрос о выборе профессии для воителя изначально не имеет смысла и вообще задаваться не должен.
Рассмотрим основные статы персонажа на предмет их полезности.
Сила – физическая сила персонажа.
Единица силы дает:
2 единицы рейтинга блокировки
1 единицу парирования
1 единицу смягчения обычных повреждений
Также увеличивает повреждения от атак ближнего боя.
Один из основных стат, необходимых воителю.
Ловкость – физическая ловкость персонажа.
Единица ловкости дает:
1 единицу парирования
2 единицы уклонения
2 единицы критической атаки ближнего боя и критического удара
дальней атаки.
Также увеличивает повреждения от дальних атак. Уменьшает шанс промаха атак ближнего боя и дальних.
Один из основных стат, необходимых воителю.
Стойкость – физическое здоровье персонажа.
Единица стойкости дает:
1 единицу смягчения темных, огненных, кислотных, молний и морозных повреждений
2 единицы сопротивлениям яду, болезням и ранениям
Кроме того, каждая единица здоровья дает 3 единицы боевого духа и ускоряет восстановление боевого духа вне боя.
Один из основных стат, необходимых воителю.
Воля – сила воли персонажа.
Единица воли дает:
2 единицы сопротивления страху
Кроме того, каждая единица воли дает 3 единицы энергии и ускоряет восстановление энергии вне боя.
Второстепенный стат для воителя.
В стойках энергия воителя восстанавливается очень быстро и её количество существенной роли не играет.
Вера – вера персонажа в свои силы. Единица веры дает:
2 единицы критического удара тактических умений
Кроме того, вера ускоряет восстановление боевого духа и энергии в бою.
Второстепенный стат для воителя.
Скорость восстановления боевого духа в бою очень важна, но у воителя нет возможности значительно повысить Веру без ущерба остальным статам.
Броня – защищенность персонажа. Единица брони дает:
1 единицу смягчению всех обычных типов повреждений
0,2 единицы смягчению всех тактических типов повреждений
Один из основных стат, необходимых любому классу.
_____ Добродетели и таланты _____
При достижении 50 уровня будет совсем не лишним иметь прокачанными на максимум используемые добродетели. А не сделать этого и на 65 уровне - это уже не солидно. Вас могут просто не принять в братство\рейд для прохождения особенно сложного контента. Да и вы сами будете чувствовать себя комфортнее с прокачанными добродетелями, поэтому не ленитесь ими заниматься.
К сожалению, возможности использовать все добродетели одновременно у нас нет, поэтому приходится выбирать лишь 7 из них. Можно выделить 3 основных варианта их расстановки.
Стандартный набор - упор на кол-во боевого духа и статы ( сила\ловкость\стойкость ) : Решимость, Храбрость, Справедливость, Дисциплина и Верность ( имеет смысл заменить что-либо на Чистоту ).
Набор для Эттенов - в стандартном наборе добродетелей ненужные заменяются на защиту от ранений и яда.
Набор для рейда\танкования - в стандартном наборе добродетелей ненужные заменяются на защиту в ББ и в зависимости от ожидаемого типа урона.
Нет необходимости строго следовать приведённым схемам. Каждый в праве использовать добродетели на своё усмотрение и по обстоятельствам. Стандартный набор можно использовать в любой ситуации . Если вы часто находитесь в братстве\рейде, где рядом есть рыцарь, можно пренебречь некоторыми добродетелями с + к статам или + к боевому духу и использовать добродетели на защиту в ББ, ДБ и от различных типов урона.
Рассовых талантов не много, поэтому выбрать нужные труда не составляет. Можно лишь отметить низкую востребованность Аперкота. В отличие от него, талант на повышение эффективности комбо приёмов может быть очень кстати в братстве или рейде.
Классовые таланты представляют собой скилы, сгруппированные в 3 ветки - берсерк, танкование и АОЕ. Используя несколько умений одного типа вы получаете доп. бонусы к вашим умениям. 5 умений одного цвета дают возможность использовать соответствующее легендарное умение.
Ветка берсерка (красные) - наиболее приемлима для игры соло и в Эттенах.
Ветка танкования (синие) - здесь всё ясно. В сложных инстансах, если ваша роль - танк или офф танк, набор этих умений + тяжёлый щит намного облегчат жизнь вам и вашей группе.
АОЕ ветка (жёлтые) используется не часто и наиболее эффективна в толпе противников и в Эттенах.
Есть много мнений о раскладе используемых классовых умений.
Наилучший вариант - расставлять их в зависимости от обстоятельств и использовать разные комбинации. Например в соло квестах можно использовать 4 красных,2 жёлтых и 1 синее умение (Стойкий удар). В братстве можно заменить синий на жёлтый ( итого 4 красных и 3 жёлтых). Определённе кол-во сгруппированных талантов дают дополнительные эффекты. Вариантов их группирования очень много. Выбор, конечно, остаётся за вами.
Легендарные таланты немногочисленны и 3 из них доступны лишь при выставленных 5 классовых умений одного типа. Эти таланты - Постоянный гнев в крови, Смертельная буря и Неуязвимый.
В 3 имеющиеся слота под легендарные таланты можно смело выставить стойку Управляемый огонь, Смертельные удары и Яростный клинок.
Смертельные удары и Яростный клинок повышают уровень агро, поэтому являются умениями, облегчающими воителям танкование одной или нескольких целей, но так же не лишни и в соло квестах.
Легендарный талант Отчаянный рывок с прокачанным наследием длится 60 секунд и может быть использован, добивая боссов.
_____ Умения _____
Заграждающие клинки - повышает шанс парирования ударов.
Длительность действия - до окончания боя.
Откат 5сек.
Доступно только после победы над противником.
Обмен ударами - позволяет возвращать часть полученного урона атакующему (47 ед. с вероятностью 50%).
Классовый талант Терпение увеличивает вероятность до 75%.
В стойках Ореол славы и Управляемый огонь умение становится Славным обменом ударов (75%) и длится до окончания боя.
Длительность действия - 30сек.
Шквал ударов - увеличивает скорость ( откат ) атак на 15%.
Классовый талант повышает скорость на 20%.
В стойках Жар схватки и Управляемый огонь умение становится Яростным шквалом ударов (20%) и длится до окончания боя.
Длительность действия - 30сек.
Второе дыхание - повышает количество энергии на 259 ед.
Классовый талант Сила воителя повышает энергию на 345 ед.
Откат 15сек.
Доступно только после победы над противником.
Завеса ярости добавляет 1ед боевого пыла сразу и 1ед каждые 15сек.
Откат 5сек.
Доступно только после победы над противником.
Исступление битвы - моментально добавляет 3 ед боевого пыла.
С классовым талантом Яростный гнев это умение добавляет 5 ед боевого пыла.
Откат 1мин, с наследием 40сек.
Рывок - увеличивает скорость бега до 125%. На воителя не действуют эффекты замедления.
Длительность действия - 15сек, с наследием - 45сек.
Откат 5мин, классовый талант Атлетика уменьшает откат до 3мин.
Истинный героизм - повышает энергию участников братства на 310-345ед и даёт дополнительные эффекты в зависимости от стойки, в которой использован.
В Боевом пылу - добавляет +30% к получаемому воителем лечению.
В Жаре схватки - увеличивает восстановление энергии на 60% на 30сек.
В Ореоле славы - добавляет 15% к наносимому урому на 30сек.
Доступно только после победы над противником.
Наследие даёт 80% шанс восстановить 600 ед. боевого духа.
Откат 10мин.
Отстранение - возвращает в руки выбитое оружие, наносит 45ед урона противнику, временно повышает сопротивляемость к ранам на 1300ед и предотвращает повторное разоружение.
Длительность действия - 15сек.
Откат 3мин
Нарастающий гнев - передаёт воителю 15% набранной участником братства агро.
Использованное умение Затихающий гнев делает недоступным это умение на 2мин.
Откат 20сек, с наследием - ...сек.
Затихающий гнев - передаёт другому участнику братства 25% набранной воителем агро.
Откат 2мин, с наследием - ...сек
Вызов воителя - заставляет противника временно переключить своё внимание на вас.
Два используемые классовые таланты ветки танкования добавляют дополнительную угрозу при использовании этого умения.
Длительность действия - 10сек.
Откат 30сек
Отчаянный рывок - легендарное умение. Оно повышает количество энергии на 477 ед, отнимает 162 ед энергии у противника. На время действия умения наносимый урон повышается на 25%, затем восстановление энергии понижается до 25%. Эффект исчезает только если воитель находится вне боя 9сек.
Длительность действия - 30сек, с наследием - 60сек.
Откат 10мин.
Доступно только если у воителя остаётся менее 60% боевого духа.
Сильный секущий удар - все атаки по области стоят на 1ед меньше в течение 15сек.
Легендарный талант Буря смерти превращает это умение в Бурю смерти, которое при использовании повышает урон атак по площади на 10% и снижает их стоимость до 0ед боевого пыла.
Практика показывает, что говорится о затратах на первую АОЕ атаку, требующую б.п. для использования.
Легендарный талант позволяет наносить АОЕ атаки без затрат бп в течение 15сек.
Откат 10 мин.
Уход в оборону - значительно повышает способность к уклонению и парированию, временно заменяет имеющуюся стойку и лишь с Управляемым огнём и Ореолом славы работает параллельно, дополняя их.
Наследие повышает шанс уклонения и парирования.
Длительность действия - 30сек, с доп. наследием - 60сек.
Откат 5мин.
Адамант - снижает получаемый ближний и дальний урон на 10%.
При наличии 5 классовых талантов ветки танкования Адамант заменяется умением Неуязвимый, при использовании которого неуязвимость воителя повышается до 30% и умения Вызов воителя, Отстранение, Стойкий удар, Рывок, Отчаянная нужда и Героизм становятся готовы к использованию.
Длительность действия - 30сек, с наследием - 60сек.
Откат 15мин.
Отчаянная нужда - отнимает 50% имеющейся энергии, но восстанавливает 200% боевого духа. Другими словами восстанавливает столько единиц боевого духа, сколько единиц энергии есть в наличии. Поэтому предпочтительно выпить банку энергии перед использованием умения.
Классовый талант Трудное положение сокращает откат на 5мин и добавляет 5ед боевого пыла при использовании умения.
Откат 30мин.
Оглушающий рог - классовый предмет не наносящий урона, но оглушающий до 6 целей. Крафтится деревообработчиками. Существует несколько рогов, отличающихся уровнем. Становится доступным на 20 уровне.
Длительность действия - 5сек, с наследием - 10сек.
Откат 15мин.
_____ Бижутерия _____
Бижутерию предпочтительно иметь своего уровня и лучшую из того, что вы можете себе позволить. До 58-го уровня можно довольствоваться бижутерией, созданной другими игроками , добытой за прохождение эпоса и полученной за выполнение квестов.
Далее перед нами открывается возможность получить её так же в процессе прохождения инстансов, расчитанных на 6 - 12 игроков. Зачастую это наилучшая доступная бижутерия. Однако вероятность того, что она окажется в сундуке и достанется вам - не велика, поэтому ради хорошей вещицы придётся попотеть.
Не умаляя достоинств крафтовой и квестовой бижутерии, рассмотрим пока лишь ту, которая попадается в инстансах и получается за репутацию с фракциями.
Бижутерия за репутацию(53-65ур)
Бижутерия инстансов Копей Мории(58-60ур)
Бижутерия инстансов Лихолесья(65ур)
Не спешите избавляться от, казалось бы, не нужных вещей. Крафтовая, квестовая и репутационная бижутерия может пригодиться и на более высоком уровне персонажа. Ею можно не только заменить отсутствующие желаемые вещи.
Используя различные их комбинации вкупе с добродетелями можно достичь желаемой цели, максимально подготовить персонажа к соло достижениям \ танкованию или нанесению максимального урона.
Будет не лишним иметь набор бижутерии для освоения соло контента и для пати\рейда, где можно расчитывать на бафы соратников. Нося их с собой, можно быстро сменить необходимое в зависимости от ситуациии и использовать персонажа с максимальной пользой.
_____ Доспехи и оружие _____
Доспехи
Тяжёлые доспехи становятся доступными на 20 уровне.
Доспехи предпочтительно иметь своего уровня и лучшие, что вы можете себе позволить. До 58-го уровня можно довольствоваться доспехами, созданными другими игроками ( например Зеркальные доспехи 50ур ), вещами, добытыми с эпоса и полученными за выполнение квестов ( Доспехи леса и Доспехи Фема ).
Для игры соло и в обычных групповых инстансах таких доспехов хватает , но рейдовые походы, подразумевающие присутствие ужаса, требуют наличия "радостных" сетов ( брони с бонусом к радости ). На данный момент из легкодоступных сетов для воителя 60-65 уровня хороший вариант - 4 вещи морийского сета и 2 лихолесские вещи с радостью + 25 из-за их бонусов к статам. Радости этого микса ( 100 рад ) достаточно для соло контента и для походов рейдом в ДН, но не для БГ, где понадобится минимум полный сет из ДН или его части + "заглушки" с радостью + 25.
Неполный "радостный" сет можно временно дополнить вещами с бонусом к радости. Они находятся в сундуках некоторых инстансов Копей Мории и Лихолесья.
Классовые сеты на воителя
Доспех Западной Башни (50ур Эвендим. Добывается в Ануминасе)
Доспехи из драконьей чешуи (50ур Ривендэлл. Добывается в Хелегроде)
Доспехи Даэрдура (50ур Ангмар. Добывается в Карн Думе, Уругарте и Барад-Гуларане)
Доспехи Победителя Тьмы (50ур Ангмар. Добывается в Рифте)
Доспехи Мастера Клинка (58-60ур Мория. Добывается в инстансах Мории)
Доспехи Быстрого Клинка (59-60ур Лотлориэн, Лихолесье. Получается за эмблемы инстансов Мории)*
Доспехи Могущества Владычицы (60ур Лотлориэн. Добывается в Дар Нарбугунде)
Доспехи Мастера Клинка (65ур Лихолесье. Получается за эмблемы инстансов Дол Гулдура)*
Доспехи Гибельной Бури (65ур Лихолесье. Добывается в Барад-Гулдуре)
Доспехи Молниеносного Убийцы (58ур Эттены)
Доспехи Головореза (65ур Эттены)
* - неполный сет ( "заглушки" )
_____ Задачи в группе _____
Дамагер ( Нанесение урона ) - основная роль воителя в группе.
В ближнем бою он часто занимает первое место по кол-ву нанесённого урона. А по урону по площади сравниться с воителем не может никто. Это замечательное качество нередко становится причиной быстрой смерти, если толпа противников сорвалась на вас, а менестрель не успел среагировать.
Присутствие в группе накладывает на вас определённые обязанности.
В негласные обязанности воителя входит забота о безопасности менестреля независимо от наличия основного танкующего класса в группе. На группах монстров желательно держать менестреля в поле зрения и быть готовым использовать Вызов воителя, если какой-нибудь монстр сорвался на него.
Прерывающий удар делает воителя одним из лучших прерывателей благодаря быстрому откату умения. Даже если не получили указаний по этому поводу, прервите всё что кастует в радиусе досягаемости. Если кастующих два и больше - вам поможет умение К Оружию!
Воитель может помочь группе снимать пороки с босса и других монстров. Умение Дикие удары позволяет это делать с вероятностью 25% для каждого удара. Так как двуручное оружие наносит этим умением на один удар меньше, для этой задачи предпочтительно использовать два одноручных.
Бездумно и не к месту аоешащие воители - головная боль всей группы, поэтому существует несколько основных правил, которых стоит придерживаться ради общего блага:
1. Не рвитесь вперёд, стараясь первым сагрить\ударить монстра.
2. Не бейте АОЕ умениями, если рядом есть законтроленные монстры.
3. Бейте по ассисту.
Чтобы избежать нежелательного внимания мобов:
1. Дайте 5-10 секунд танку на набор агро
2. Не используйте умения, повышающие агро
3. Постарайтесь реже бить Беспощадным ударом
4. Используйте Затихающий гнев не в начале боя, а когда сорвали с танка монстра
5. Используйте Жар схватки, если проблема осталась
Если всё это не помогает - не ваша вина, что танк слабоват. Кричите - "Хил меня! "... и танкуйте.
Танкование ( Танк\ офф-танк ) - на мой взгляд самая сложная, ответственная и интересная роль воителя в группе. Ваша задача не только наносить урон и прерывать возможный каст, но и стараться быть первым в агро-листе. В отличие от стража воитель не обладает умениями, позволяющими агрить несколько противников сразу. Единственное агро-умение Вызов воителя не добавляет агро, а лишь обращает внимание монстра на вас на 10 секунд ( если в классовых талантах не выставлены 2 синих таланта ). Поэтому танкование воителя основано, в основном, на нанесении урона и использовании Нарастающего гнева.
Воитель в роли танка выполняет задачи стража или защитника в их отсутствие. В этом ему помогают таланты линии танкования и тяжёлый щит. Если на особенно труднопроходимых боссах это сочетание зачастую необходимо, то в некоторых случаях всем этим можно и пренебречь. В не сложных инстансах в сильной, организованной команде можно танковать без щита, с талантами берсерка и даже в стойке Боевой пыл, что позволит наносить массу урона и держать противников рядом. Реликвии легендарных предметов, повышающие входящее лечение, могут снизить штраф на входящее лечение в Боевом пылу до - 10%.
Задача офф-танка - танкование дополнительных монстров, появляющихся при прохождении боссов или помощь стражу, удерживающему толпу монстров. При необходимости вы можете агрить их по одному и уничтожать вместе с группой. Бывают ситуации, когда страж терпит поражение и воитель должен быть готов принять танкование на себя, пока страж не вернётся в строй. Поэтому смена стоек в зависимости от ситуации должно быть отработано до автоматизма. Умения, повышающие живучесть воителя в трудных ситуациях желательно иметь прокачанными в наследиях легендарных предметов.
Чтобы уверенно держать на себе противников, через 10 - 15 секунд после начала боя забирайте агро с тех, кто заведомо имеет его излишек. Обычно это менестрели, хранители рун и охотники. Обращайте так же внимание на тех, на кого ранее уже срывались монстры. Повторяйте процедуру по откату умения, если не уверены, что удержите первую позицию в агро-листе, но агро забирайте с разных персонажей.
Вызов воителя поможет вернуть сорвавшегося с вас монстра и даст вам время снять часть агро с его цели.
Не забывайте про удары, повышающие агро: Яростный клинок и Яростные удары.
Классовый талант Неистовый воитель повышает уровень агро умения Неистовая атака.
При танковании и просто удобства ради желательно в настройках боя включить "Перенацеливание" и "Показывать цель вашей цели".
Перенацеливание позволяет применить умение, которое не может быть применено непосредственно на вашу цель, на цель вашей цели. То есть если танкуемый вами моб сорвался, для применения Нарастающего гнева не нужно спешно перенацеливаться на сорвавшего агро члена братства - можно применить умение держа в прицеле моба - агро снимется с члена братства, являющегося его целью.
Танкование одного или группы противников не представляет сложности, если:
1. Вы первыми наносите урон цели
2. Вам дали несколько секунд для набора агро
3. Вся группа бьёт по ассисту
4. Участники группы используют агропонижающие умения
5. Используете Нарастающий гнев по откату
6. Бьёте цель агроповышающими ударами
Танкующий воитель не всегда нуждается в щите. Если ситуация позволяет танковать без него, есть смысл снова взять в руки двуручное оружие или два одноручных. Для удобства можно вынести заменяемые предметы на быструю панель.
Оружие
Оружие не должно отставать от брони по качеству и уровню.
Желательно, чтобы оно соответствовало выбранной расе и в рассовых талантах был выставлен дополнительный урон этим типом оружия.
В зависимости от типа оружия мы имеем различные дополнительные эффекты от его применения:
Мечи - незначительно повышают шанс попадания по противнику.
Дубины и булавы - с небольшой вероятностью могут замедлить скорость атаки противника.
Топоры - могут незначительно понизить уровень брони противника.
Молоты - с небольшой вероятностью могут снизить способность противника к уклонению.
Кинжалы - повышают шанс нанесения критического урона при автоатаке на 1%.
Луки - слегка повышают вероятность критического выстрела при авто-атаке.
Каждый воитель рано или поздно задаётся вопросом - что лучше использовать, одно или два оружия.
Для сравнения, двуручное оружие наносит больший урон и разгромные удары примерно в 2 раза мощнее,чем аналогичные у одноручного оружия, но оно так же более медленное и для более эффективного его использования необходимо поддерживать Шквал ударов. Используя два одноручных оружия, вы получаете бонусы с них обоих и быстрее набираете боевой пыл, за счёт скорости применения. Это позволяет наносить ими стабильно высокий урон не в пример двуручному, разгромные удары которого проскакивают реже, чем нам хотелось бы.
Стоит так же упомянуть о различном применении умений в зависимости от выбранного оружия. Некоторые умения используемые с двумя одноручниками, состоят из большего колличества ударов. Например Дикие удары: двуручник - 2 удара, два одноручника - 3 удара, Неистовая атака: двуручник - 1 удар, два одноручника - 2 удара.
Мнение большинства воителей сходится к тому, что двуручное оружие лидерствует при АОЕ атаках, а по суммарному урону по одной цели может и уступать двум одноручным. Напрашивается логичный вывод - имейте при себе двуручное и два одноручных оружия, меняя их по обстоятельствам.
Лишь при необходимости одеть щит у вас не остаётся выбора : вы используете одноручное оружие и щит.